Главная » Статьи » Мои статьи |
Гуманистические идеи Я.М. Неверова на примере адаптивной школы
Глубоко ошибаются те, кто видит гуманность в добром,
сдержанном тоне учителя, подкрашивающего при этом
свои поучения сиропом доброты…
В.А.
Сухомлинский
Еще совсем недавно, месяц назад, я во второй раз переступила порог школы. Впервые эти шаги были сделаны в роли первоклассницы. Теперь же я пришла в школу в новом статусе – статусе учителя. Мне было интересно и важно познакомиться с литературой по педагогике, с опытом учителей со стажем. Помимо тех советов, которые мне дали мои коллеги, они предложили обратиться к идеям Я.М. Неверова. Я узнала, что Я.М. Неверов – это знаменитый не только на Ставрополье, но и по всей России, педагог-гуманист. Работая директором Ставропольской гимназии, Януарий Михайлович с первого же дня начал свои преобразования. Заботы об учащейся молодежи, ее умственном и нравственном развитии всегда интересовали Неверова. Он поощрял ученические журналы, содействовал постановке на гимназической сцене спектаклей. [1] Много сил отдал Я.М. Неверов разработке теоретических вопросов педагогики. Его важнейшими педагогическими статьями являются «Что нужно для народного образования в России?» и «К вопросу о наших гимназиях», в которых он пишет о важности семейного воспитания и о влиянии природы, истории и родного языка на обучение и формирование характера. Одним из первых Я.М. Неверов выступает за подготовку настоящих, знающих и преданных святому делу воспитания педагогов, чтобы эта профессия стала «для людей призванием, служением, а не службой». Изучив данные работы, я сделала определенные выводы и поставила перед собой цели, достигнув которые я смогу носить гордое звание – «Учитель». Специфика работы учителей в нашей школе состоит в следующем: - во-первых, наша школа находится в сельской местности. Это сказывается на количестве обучающихся. Если в городских школах количество учащихся в одном классе может доходить до 40 человек, то у нас, в среднем, 10 человек. Я считаю, что это положительно сказывается на усвоении материала. В таких классах учитель может больше внимания уделить каждому учащемуся! Если у ребенка вызывает затруднение какая-нибудь тема, мы остаемся после уроков и работаем индивидуально с ним. - во-вторых, МОУ СОШ №11 работает над созданием адаптивной модели школы. У нас учатся все дети без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий. В данном направлении мы опираемся не только на опыт школы Ямбурга, но и на идеи Я.М. Неверова о гуманизме. В адаптивной школе общение и отношение педагогического коллектива с учащимися строится на следующих принципах: - принцип природосообразности – образование в соответствии и природой ребенка, его здоровьем, психическими особенностями, способностями и склонностями. Сравнение ученика допускается только с ним самим. Я преподаю историю и обществознание. На своих уроках в каждом классе провожу дифференсацию учащихся. Для себя я условно поделила класс на три группы: 1) дети, которые могут спокойно (без затруднений) изложить материал, ответить на вопросы; 2) дети со средними возможностями; 3) дети, не склонные к коммуникативности в силу своих физических или психологических особенностей. Дети, относящиеся к первой группе, излагают мне материал, и я оцениваю их знания, согласно ответам. К детям второй группы я предъявляю менее жесткие требования, они пересказывают мне текст или же кратко отвечают на поставленные вопросы. Третью группу детей я стараюсь нагрузить докладами по теме, оцениваю их знания по результатам тестов, письменных работ. Я считаю, что такой подход обеспечивает эффективность в изучении предмета и способствует тому, что ребята чувствуют себя на моих уроках комфортно. - Принцип педагогики сотрудничества, где ярко проявляются результаты развития, коммуникабельности, чуткости, отзывчивости, демократизации. Я строю взаимоотношения с учениками по принципу равноправия. Они не должны бояться высказывать свое мнение, а верно оно или нет, мы тоже решаем совместно. Общаясь с детьми, я узнаю их интересы, потребности, стараюсь обсудить с ними интересующие их темы. Дети делятся своими радостями, обращаются за советами. - Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в самоактуализации своих интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. На уроках бывают такие случаи, когда учащиеся просят дать им индивидуальное задание (доклад, конспект и прочее). Нельзя им отказывать, даже если эта работа не предусмотрена учебным планом. Нужно дать детям возможность проявить себя в том деле, которое, на их взгляд, лучше удается. Им необходима постоянная поддержка и одобрение. - Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащихся и педагога. В нашей школе отсутствует «шаблонное» проведение уроков. Администрация школы не устанавливает нам жестких рамок, а позволяет выбирать форму и стиль преподавания. У каждого учителя свой способ проведения уроков, который зависит от личности самого учителя и той аудитории, для которой проводится занятие. Это намного улучшает процесс усвоения материала и позволяет повысить качество обучения. - принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил, учился и воспитывался в условиях выбора, обладая субъективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса. В школе основным принципом работы учителей является – «подстраивание» под особенности своих учеников. Он не навязывает им свои взгляды. Наша школа в 2007-2008 учебном году получила гранд «За внедрение инновационных технологий в образование». Не последнюю роль в признании работы коллектива сыграло провозглашение идей гуманизма, а главное – воплощение их в школьной жизни. В школе учатся разные дети: с отклонением в психическом развитии, в умственном развитии, с нарушением физического здоровья. Для того, чтобы наиболее эффективно дети получали знания и развивались, чтобы учитель адекватно реагировал на учеников и мог оказать им психологическую помощь, наш коллектив в полном составе обучается в СГПИ по направлению «Специальная психология». Благодаря полученным знаниям мы надеемся добиться еще больших успехов в работе с детьми. Еще одним не менее важным воплощением идей Я.М. Неверова я считаю то, что в адаптивной школе мы учим детей терпимости, состраданию. Дети общаются на равных условиях, не замечая недостатков других. А больные дети не чувствуют себя ущербными, у них повышается самооценка, а следовательно, они по-новому смотрят на окружающий мир. Помимо внедрения идей гуманизма в коллективе и среди учащихся, учителя активно работают и с родителями. Возникающие вопросы решаются совместно. Таким образом, я, если буду в своей работе опираться на вышеуказанные принципы, то непременно добьюсь высоких результатов, передам детям не только свои знания по предмету, но и просто научу быть гуманными людьми, Людьми с большой буквы! [1] Бродский Н.Л. Неверов и его автобиография// Вестник воспитания. – 1915. - №6
| |
Просмотров: 1053 | |
Всего комментариев: 0 | |